История Вин Чун

Шисаньлин, тринадцать усыпальницНачало XVII века ознаменовалось в Китае неурожаем, голодом, повсеместными крестьянскими восстаниями, наступлением нового внешнего врага: манчжур, уже успевших себе подчинить часть Монголии и превратить Корею в своего вассала. Поэтому вся первая половина XVII века отмечена борьбой Минов с манчжурами и с крестьянскими повстанцами. В истории боевых искусств эпоха Мин отмечена, прежде всего, мощным ростом и дальнейшим развитием, а затем продолжающейся борьбой отдельных школ между собой.В 1644г. Минская династия была уничтожена, начинается период манчжурского владычества над Китаем и эпоха царствования последней династии Цин 1644-1911гг. Крестьянская война, происходившая в Китае в середине XVII века, в значительной мере облегчила манчжурам захват власти. Однако им пришлось приложить еще немало усилий, чтобы в 1683 году вся китайская территория фактически оказалась под их влиянием.Манчжурское иго, как и монгольское, тяжелым бременем легло на китайский народ и препятствовало развитию национальной экономики и культуры. Манчжурские правители захватили в свои руки все. Чтобы подавить китайский народ, манчжуры навязывали свои традиции и культуру, заставили всех мужчин под угрозой смертной казни носить косы и брить часть головы. Государственной религией стало Конфуцианство. Даосизм и буддизм считались отжившими и бесполезными учениями. В них не было почитания императора, тем самым они автоматически становились опасными для правящей династии.С целью идеологического порабощения местное население было ущемлено во всем, даже в продвижении по послужной лестнице. Были предприняты попытки духовно опустошить растущее поколение, китайцам было запрещено заниматься различными видами дисциплин, под запрет попало и обучение боевым искусствам. Хотя Шаолинь входил в число неблагонадежных, все же манчжуры относились к нему с уважением.

Шаолинь Священный храм Шаолинь был центром буддизма и бессменным хранителем китайской культуры. Никакие жесткие запреты не могли сломить дух гордых мастеров Шаолиня. Подобно ветру, разжигающему огонь, несправедливость правителей династии Цин разжигала в их сердцах желание бороться за свободу и независимость китайского народа. Монастырь Шаолинь в какой раз уже становится центром подготовки бойцов для будущего восстания. Их обучали древнему искусству защиты и нападения с оружием и без. Занятия боевым искусством делало их тела подобными стали, а дух — мужественным, стойким и благородным. По старой методике Шаолиньского боя ученику необходимо заниматься в течение 10-15 лет, чтобы стать настоящим мастером боя.

Пятеро лучших учителей-наставников собрались вместе, чтобы обсудить предложения по созданию нового метода обучения Шаолинскому бою. Было предложено выбрать самое лучшее и эффективное из многих техник и соединить их так, чтобы сократить срок обучения от 5 до 7 лет.Обсудив и наметив новую программу обучения, через короткий срок Мастера начали тайную подготовку бойцов, тщательно отбирая учеников. Но, в тоже время правитель Цин, руководствуясь доносом, проводил полномасштабную карательную акцию по уничтожению центров подготовки и мест укрытия повстанцев. В списке объектов, подлежащих уничтожению, был монастырь Шаолинь, а также множество других буддийских обителей. Большое количество Храмов было уже сожжено, а уцелевшие монахи разбегались и расселялись по всему Китаю, ища прибежища в других местах. Шаолинь стал одним из центров концентрации сил сопротивления. К его стенам стекались выжившие в различных сражениях монахи. Императорский двор ненавидел этот храм, потому что именно он давал силы народу подниматься на восстание против угнетения, это был символ несгибаемости, борьбы против династии Цин. Отборные войска в 1720 году начали карательную операцию. Монахи и ученики храма Шаолинь стойко боролись и отражали все нападения армии.Казалось, что боевые силы Шаолиньской школы не иссякают. Но против коварства и подлости устоять труднее всего. Группа предателей подожгла монастырь, открыв ворота Шаолиня отряду генерала Чан Ван Хоа. Он беспощадно подавил сопротивление, уничтожив сотни монахов, лишь немногим мастерам и ученикам удалось спастись. К счастью, среди спасшихся были и те пять монахов, которые изобрели новую технику: Ти Тин Тин Сы — Добрая воля, Миу Хин Лао Сы — Бессмертная кошка, Бат Ми Лао Сы — Белая бровь, Фун Дао Дык Лао Сы — Вежливость, Образованность, а так же монахиня Нгу Нгу МайМай Лао Ни — Цветок май — 5 лепестков.Уцелев после кровавой расправы в Шаолине, Нгу Май Лао Ни скрылась в храме Бат Хак — Белый журавль, на горе Дай Лю Шын — Большая гора, провинции Ты Сюэн. Нгу Май всем сердцем скорбила по погибшим братьям и по оскорбленной и разрушенной обители. Но, несмотря на горе и боль в ее сердце, она знала, что за ней и ее братьями шло преследование со стороны правящей династии. Бесстрашная и мудрая женщина продолжала упорно совершенствовать новую технику боя. Ни на минуту не покидала ее мысль о задуманном новом стиле. Не имея возможности увидеть остальных четырех мастеров, Нгу Май решила самостоятельно завершить создание новой совершенной техники боя. В тоже время в Куан Дон жил человек по имени Нием Ний. Его жена умерла, оставив ему единственную дочь, которую звали Нием Вин Чун, Нием Вин Чунчто значит «Вечная Весна». Отец и дочь ушли из провинции Куан Дон в Ты Сюэн и открыли маленький ресторанчик у подножия горы Дай Лыонг. По старинному обычаю, отец пообещал выдать Нием замуж за человека по имени Лыэнг Бак Чу. Девушка была до такой степени красива, что один влиятельный господин в Дай Лыонг пожелал заполучить ее в жены. Отец не мог оказать сопротивление богатому и влиятельному господину, Вин Чун, не желая быть его женой и тем себя унизить, бежала из дома. Единственным человеком, к которому она могла обратиться за помощью, была мудрая Нгу Май. Общаясь с отцом Вин Чун, она давала полезные советы, благодаря которым он успешней вел свои дела. Прибежав в монастырь Бат Хак, Вин Чун поведала монахине о своем горе. Выслушав девушку, Нгу Май прониклась сочувствием к ней, и, не испугавшись гнева и преследования чиновника, решила взять ее под свое покровительство, взяв ее в свои ученицы.Она увела Вин Чун в горы с целью укрытия и обучения боевым искусствам. По рассказам, Нгу Май однажды случайно стала свидетельницей интересного и необычного боя журавля и змеи. Змея обвивала своим телом длинные ноги птицы и пыталась ужалить, а журавль, используя сильные крылья и острый клюв, бил ими змею. Они сражались, стоя на одном месте, нанося друг другу молниеносные и точные удары. Эта сцена была столь впечатляющей, что повлияла на дополнения и изменения в создании новой техники. Тренируясь, Нгу Май стала подражать то ловкой змее, то устойчивой и отважной птице, и вскоре разработала систему боевой техники, соединившей движения журавля и змеи. В течение трех лет эта техника также была передана Вун Чун, любимой ученице монахини Нгу Май.

После смерти монахини в 1726 году Нием Вин Чун продолжала жить в горах и совершенствовать свое тело и дух. В одной из своих прогулок Ним шла по лесу и услышала рычание хищников. Осторожно приблизившись на расстояние, с которого можно было наблюдать за событием, она увидела сражение тигра и леопарда. Сражение велось на узкой горной тропе из-за добычи, лежавшей на склоне: тигр был крупным, сильным, величественным и жестоким, а леопард — хитер, ловок и быстр. Оба хищника, опасаясь сорваться с тропы в пропасть, в борьбе за добычу применяли короткие шаги и удары на коротком расстоянии.Это сражение тигра и леопарда подало идею о создании еще двух техник в своем арсенале. Вернувшись в храм, Ним Вин Чун создала на базе увиденного технику Тигра и Леопарда, а затем соединила с уже имевшимися техниками Журавля и Змеи. Через время, постоянно шлифуя технику, Вин Чун, наконец, осуществила мечту своей учительницы Нгу Май и создала новый стиль, который мог бы помочь в защите хрупкому телу женщины. Это была уникальная техника, соединившая в себе ценности школы Шаолинь с новыми образами животных.

По преданию, существуют пять символов этого стиля, они развивают и укрепляют внутренние и внешние качества человека: Тигр — это олицетворение большой силы, выносливости, это внешняя сторона. Параллельно идет развитие и взращивание силы духа, эти два качества должны идти рядом, помогая друг другу. В теле тигра не должен обитать дух мыши.Леопард — проявление скорости, специфические формы кисти, уделяется внимание быстрой работе. Внутренняя сторона — это скорость мышления, сообразительность, эрудированность.Змея — это гибкость, подвижность суставов. Внутренняя сторона — гибкость мышления, с помощью которого идет понимание.Журавль — равновесие тела, баланс, устойчивость. Внутренняя часть — контроль эмоций, спокойствие духа.Дракон — символ Шаолиня, он сочетает все выше упомянутые качества: работу с дыханием, подвижность и концентрацию. Тело, дух и разум должны быть едины. В технике боя — это еще и опыт, с помощью которого достигается мастерство. Внутренняя сторона — жизненный опыт, который накапливается на протяжении всей жизни и благодаря которому мастер достигает духовного уровня.

Стиль также соответствует пяти основам восточной философии: Великодушие, Преданность, Благопристойность, Ум, Вера. Пять первоэлементов: дерево, огонь, земля, металл, вода. Еще пять качеств бойца: Твердость, Мягкость, Сообразительность, Смелость, Трезвость. После долгих лет упорных и постоянных тренировок Вин Чун, окончательно овладев созданным боевым искусством, решила вернуться в отцовский дом. Влиятельный господин не заставил себя долго ждать, узнав о ее возвращении, он послал своих слуг, чтобы силой заставить ее принять предложение о замужестве. Это был первый случай, когда в отстаивании своей чести была применена техника, с помощью которой Вин Чун легко победила и была оставлена в покое. Позже отец с дочерью вернулись в Куан Дон, где Ним Вин Чун стала женой Лыэн Бак Чу, который преданно ожидал ее все эти годы. Вскоре муж стал первым учеником Вин Чун, и она передала ему все свои знания боевого искусства. Когда она умерла, Лыэн Бак Чу решил увековечить память о своей единственной и любимой жене, назвав ее именем новую, оригинальную и самобытную технику. Так появилось Вин Чун Кун Фу, Вин Чуь Куен, Вин Чун цюань и т.д.

 

Лыэн Бак Чу передал секреты Вин Чун человеку по имени Лыонг Лан Кве, который сделал своим учеником Хоанг Хоа Бао. Хоанг Хоа Бао был актером оперной труппы и часто путешествовал с гастролями в разных частях Китая. Благодаря этому, однажды он повстречался с учеником Ти Тин Тин Сы по имени Лыонг Ни Ти. Подружившись, они стали обмениваться своими знаниями в боевом искусстве. Отточив мастерство, они решили распространять Вин Чун, добавив к уже существовавшей технике с короткими мечами-»бабочками» технику сражения на шестах, унаследованной Лыонг Ни Ти от монаха Ти Тин Тин Сы. Это самая знаменательная попытка соединения Вин Чун с традиционной Шаолиньской школой. Лыонг Ни Ти стал в последствии известным мастером и учителем по Вин Чун. Лучшим его учеником был известный в Куан Дон лекарь Лыонг Тан. Он посвятил свою жизнь изучению тайн и глубин Вин Чун и достиг столь высокого уровня владения техникой, что среди мастеров и знатоков боевого искусства был удостоен звания «Короля Вин Чун». Это звание было передано двум его сыновьям Лыонг Суан и Лыонг Бик и четырем ученикам: Чан Хоа Туан, Юэн Чаи Ван — Нгуен Те Конг, Нгуэн Ки Шян, Фунг Тый Тань. После нескольких поколений «королей», Вин Чун стало известным боевым искусством, и лишь избранные удостаивались чести стать учениками в школе боевого искусства Вин Чун.